ВАРИАНТ №2
Современный вариант основывается на структурировании целевой направленности системы электроосвещения ритейл-объектов следующим образом:
· Общее освещение проходов между элементами товарной выкладки в торговых залах. Создается комфортный уровень освещения, достаточный для перемещения сотрудников и посетителей торгового зала между элементами товарной выкладки, без элементов повышенной яркости, зачастую освещение делается «приглушенным». Уровень освещенности при этом не превышает 200…400 лк.
· Акцентное освещение товарных групп. Целью данного освещения является подсвечивание товарных групп, световое подчеркивание наиболее выигрышных элементов товарной экспозиции, главным образом – «сосредоточение» внимание посетителей на реализуемом товаре. При этом используются направляемые светильники – «карданы», интерьерные прожекторы. Особую значимость при этом имеет цветовая температура используемых в светильниках ламп. Стандартом де-факто для ритейл-объектов фэшн-сегмента является использование «теплых» цветовых температур – 2700-3000 К. Практически, решается задача имитации освещения одежды ярким солнечным светом. При смещении направленности магазина в более дешевый ценовой сегмент используются более холодные цветовые температуры ламп, так как в данном случае решается задача «маскировки» материалов низкого ценового сегмента, «отыгрывание» производственных дефектов – в более холодном свете данные недостатки товара становятся менее различимыми. Наиболее эффективный уровень освещения товарной экспозиции составляет 900-1200 Лк на поверхности товара. Это создает необходимы контраст между общими зонами и экспозицией.
· Декоративная подсветка деталей интерьера. Данный вид освещения служит для улучшения восприятия покупателем дизайнерских решений по оформлению интерьера магазина – повышение визуальной стоимости интерьера с помощью выделения светом стеновых ниш, кессонов потолка, элементов декора. При этом единственное требование к данному виду освещения в части продвижения товара – не вносить дисгармонию в систему акцентного освещения при использовании других уровней цветовых температур. Например, если одежда подсвечивается прожекторами теплого свечения, подсветка шкафа не может быть сделана холодными «синими» светодиодными лентами. Уровень освещенности, создаваемый подсветкой деталей интерьера – 500…600 лк на подсвечиваемой детали.
Единственным приемлемым способом расчета при работе по варианту №2 является использование программ-эмуляторов систем освещения, наиболее распространенной их которой является программа «DiaLUX» бесплатно распространяемой компанией DIAL gmbh. Данная компания за последние 10 лет своей деятельности смогла договориться с большинством более или менее значимых компаний-участников рынка светотехнической продукции о предоставлении фотометрических данных выпускаемых светильников в едином формате – т.н. -elumdat и ldt -файлы. Это позволяет инженеру, дизайнеру, ведущему расчеты в одном файле, совмещать светильники разных производителей, направлять, комбинировать, моделировать элементы световой среды объекта. Результат общей деятельности световых концернов позволил сделать данную программу бесплатной для использования, при этом софт постоянно обновляется в результате сбора информации от множества пользователей по всему миру. Результаты, получаемые при использовании программы достаточно точны (погрешность не превышает 5-8%). В качестве наиболее знаковых проектов, ставших визитной карточкой DIAL являются Дубайский метрополитен, магазины сетей Harvey Nichols, Bloomingdales и пр.