Знакомьтесь: Марк Сэдлер (Marc Sadler)
Подобно торшеру Twiggy, который он впервые разработал для Foscarini в 2006 году, Марк Сэдлер является универсальным, инновационным и самим воплощением хорошего дизайна. Его влиятельные дизайнерские работы включают освещение, мебель, декор, багаж и, как мы недавно узнали, машины для мороженого (подробнее об этом позже).
В ознаменование выпуска Twiggy Wood - эксклюзивной отделки культовой лампы, мы решили узнать и рассказать о процессе проектирования, теории освещения дизайнера и «трагических началах» оригинального дизайна Twiggy.
Какова ваша история дизайна? С чего все началось?
Я учился в ENSAD (Высшая национальная школа декоративного искусства) в Париже. На третьем курсе было открыто новое направление обучения под названием «Лаборатория промышленной эстетики» (о дизайне еще не было речи), к которому я сразу же присоединился. По окончании у меня были твердые представления о миссии дизайнера: форма и функция были ключевыми понятиями (яйцо имеет определенную форму, чтобы курица могла его без труда производить), и переменные, связанные с этими двумя основополагающими факторами, меня не беспокоили в то время!
Но вскоре рабочая реальность стала сильно отличаться от школьной подготовки, и мне пришлось испытать этот опыт самостоятельно - благодаря некоторым дальновидным итальянским предпринимателям в области спортивного дизайна я смог изучить производственный процесс и методы, и в то же время познакомился с рынком и правилами маркетинга.Как «другой молодой» дизайнер, я могу сказать, что многие годы работы дали мне разнообразный опыт, как потому, что я работал в очень разных областях индустрии, так и потому, что я жил и работал в разных странах мира. Тем не менее, каждый новый опыт может быть удивительным, что заставляет меня думать, что способность удивляться - это хорошее дело моей работы.
Итак, что делает хорошее освещение - есть ли что-то большее, чем просто освещение пространства?
Свет - это концепция, состояние и инструмент: магия и функция одновременно. Независимо от того, является ли он естественным или искусственным, свет сильно ассоциируется с любой атмосферой, а процесс его проектирования также предназначен для обработки его эмоциональной способности. Возможность управлять количеством света, излучаемого лампой - интенсивным и сильным при необходимости, слабым и мягким в более интимных ситуациях - определяет ее качество «человеческого размера». Но даже когда они выключены, лампы являются элементами, которые превосходят другие предметы декора в иерархии гипотетической шкалы важности, потому что придание свету формы влияет на пространство вокруг, отображая его в технологическом, функциональном, эстетическом и эмоциональном смысле.
Каков ваш процесс проектирования? Это начинается в студии, или вдохновение приходит неожиданным образом?
Мое творчество сильно зависит от наблюдения и информации. Кино, искусство, природа - все это дает ценные идеи, которые могут быть воплощены в дизайнерских решениях. Может случиться так, что я проснусь ночью, найдя идею, которую искал. Несколько недель назад, например, я катался на лыжах на солнышке и был полностью расслаблен, потом стало облачно и похолодало, поэтому я вошел в бар, где начал рисовать на бумажной салфетке перед чашкой горячего шоколада: внезапно ко мне пришла идея с решением для стула, над которым я работал в течение нескольких месяцев, и это было решение, которое полностью изменило то, что я думал до этого. Но обязательно нужно интегрировать идеи с требованиями компании. Держать руку на пульсе сильных и слабых сторон и особенностей компании крайне важно, чтобы адаптировать идею к производственной и коммерческой реальности, для которой она предназначена, не претендуя на установление каких-либо абстрактных правил!
Где черпаете вдохновение?
Вдохновение приходит во многих других направлениях. Например, природа, где флора и фауна часто являются шедеврами дизайна, а также минеральный мир, где геология способна создавать прекрасное сочетание форм и цветов. История, архитектура, все решения, найденные людьми для любого вопроса, порой предлагают интересные идеи. Я очень любопытный человек, отличный наблюдатель. Я люблю смотреть по сторонам, подняв нос кверху, готовый уловить любой стимул. Мне очень нравится посещать музеи, чтобы уловить суть качества прошлого, это помогает мне думать о том, как лучше продвинуть какую-то концепцию в нынешнем мире.
У вас есть любимый дизайн или история процесса проектирования?
Даже если «каждый уродливый ребенок выглядит красивым для своей мамы», что означает, что почти каждый проект кажется мне «красивым», я бы выбрал Dainese Back Protector [для мотоциклистов], который я впервые задумал в начале восьмидесятых. Удовлетворение приходило не через признание этого продукта формально (напротив, поначалу люди говорили, что это некрасиво), а благодаря тому факту, что этот продукт может спасти жизни. На тот момент концепция защиты тела была близка к нулю. Я помню американского пилота мотоцикла Кенни Робертса, который сделал что-то вроде самодельного слайдера, металлический рант, обернутый вокруг его колен, с помощью которого он смог улучшить скорость благодаря своему притирку и перевесу тела в петле, где он почти касался гусеницы коленом, чтобы контролировать баланс мотоцикла.
Это стало отправной точкой для глубоких экспериментов с различными материалами, направленных либо на улучшение характеристик гонщиков, либо на защиту их тела в случае аварии: чтобы соответствовать части тела, требовалось, чтобы материал был податливым, а значит, очень устойчивым к повреждениям, трениям. С этого момента был создан широкий спектр средств защиты (перчатки, наколенники, защита на локти и т. д.), вплоть до защиты спины. Но самое главное, что концепция защиты тела наконец-то перекочевала за пределы мира спортивных соревнований и стала достоянием массовых потребителей. Человеческие жизни были спасены благодаря защитному приспособлению для спины, которое носили мотоциклисты, попавшие в тяжелые аварии (которые могли бы обернуться трагедией, если бы защитное приспособление для спины не существовало). Есть ряд свидетелей и благодарственные письма со всего мира, которые М. Лино Дайнес хранит в своих файлах.
Знаменитая торшерная лампа Twiggy, которую вы разработали для Foscarini в 2006 году, обновляется в новом материале - дереве. Не могли бы вы рассказать нам больше об оригинальном дизайне и этом новом обновлении.
Торшер Foscarini Twiggy Wood LED Floor Lamp
Twiggy родился по стопам семейства Mite и был сделан из композитного материала, который уже доказал, что обладает высокой механической прочностью, а также легкостью и пластичностью, достаточными для того, чтобы можно было максимально растягивать формы. Мы были так сконцентрированы на характеристиках такого композитного материала, что я неизбежно подумал о неформальном дизайне. В конце концов, Twiggy - это не что иное, как полуконический диффузор, столб и основание, но именно комбинация этих трех элементов определила магию этого объекта «без дизайна» с такой сильной индивидуальностью.
В процессе разработки продукта одной из задач было добиться постоянной кривизны стержня, который получается прямым. На самом деле, поначалу стержень производился изогнутым, но из-за его стоимости лампа полностью ушла с рынка, и поэтому необходимо было найти альтернативное решение. Сегодня стержень изготавливается прямым, и к его концевой части добавляется вес для изгиба стержня, что дает тот же формальный результат, что и криволинейный стержень из формы.
Возвращаясь к этапу разработки продукта, я вспоминаю трагическое начало: чтобы найти идеальное и постоянное изгибание стержня, мы добавляли вес, так как он должен был быть нормальным по определенным расчетам, и на следующее утро это произошло: найти стержень полностью прямым или полностью согнутым на земле. Это было непросто, но в конце концов было найдено надежное решение, а вместе с ним и идеальный баланс между эстетическими и экономическими соображениями, который сделал Twiggy успешным продуктом, а не нишевым продуктом.
А потом он идет вперед! Сегодня Twiggy Wood представляет две важные эволюции: одна - в области эстетики, за счет внедрения абажура из воссозданной древесной эссенции, как лучшего синтеза древесных эссенций в природе, чтобы соответствовать почти каждому предмету мебели в интерьере. Второй, более технический, касается совершенно новой модификации «светового двигателя»: в результате получается пятно теплого рассеянного света с заметно улучшенным качеством света.
Есть ли что-нибудь еще, над чем вы работали, чем хотели бы поделиться?
Как обычно, я работаю в совершенно разных сферах: багаж, освещение, мебель, кухня, велнес, бытовая техника для мороженого и пищевая промышленность. Также я веду совершенно новое сотрудничество в очень специфическом секторе, играх, в казино и домашних играх. Это сложный мир, совершенно неизвестный мне до недавнего времени, но по-настоящему интригующий. Несомненно, пандемия отрицательно влияет на многие виды деятельности (в то же время вводя новшества в некоторые другие) и общее желание, если, конечно, преодолеть этот момент, чтобы вернуться к нашим общим проблемам.