«Сиденья власти»


Выставка в Vitra Schaudepot с 19 октября по 17 февраля

Выставка «Сидения власти» демонстрирует, насколько тесно история стульев и посадки всегда ассоциировалась с выражением власти. Истоки современного кресла можно проследить до тронов в античности. В течение долгого времени кресла были зарезервированы для правителей и высших эшелонов общества. Это не изменилось до появления буржуазного строя в наше время. С появлением промышленного мебельного производства в девятнадцатом веке кресла, наконец, стали доступными для более широких слоев населения, но их связь со статусом и властью остается очевидной и по сей день.

Презентация «Сидений власти» в Vitra Schaudepot исследует эту тему с предоставлением около 20 предметов из фондов музея, иллюстрирующих, как подходы к политической, социальной и экономической силе продолжают находить отражение в нашей мебели. Возникает культурная история современных сидений: от авторитарных, патриархальных принципов до эгалитарных, основанных на участии ценностей; от закрытых палат политики и финансов до демократических парламентов и дизайнеров, которые стремятся привести к перераспределению власти с новыми сидениями.

Самые старые экспонаты свидетельствуют о связи между мебелью для сидения и более традиционными концепциями политической и религиозной власти. Одним из таких примеров является Chaise de Garde, созданный бельгийским придворным краснодеревщиком Жаном-Джозефом Чапуисом около 1802 года. По заказу Наполеона Бонапарта для ремонта замка Лээкен под Брюсселем, кресло опирается на «своих предшественников» из древнего Рима. Более поздним объектом является Папский трон, предназначенный для визита Папы Иоанна Павла II в Загреб в 1994 году. Прямая, высокая спинка и жесткая формальная поза, предписанная формой трона, остаются символами традиционной силы даже сегодня.

Выставка также иллюстрирует, как процесс демократизации во многих западных странах привел к созданию конструкций и сидений, отражающих такие ценности, как гибкость, прозрачность и равные права. Например, во время легендарной телевизионной дискуссии между Джоном Ф. Кеннеди и Ричардом Никсоном в 1960 году кандидаты сидели на стуле Ханса Дж. Вегнера «JH501» (1949/50), деревянной модели, современный дизайн которой представлял собой идеалы более скромного, массового политического стиля. Голландский дизайнер Хелла Йонгериус приняла это понятие на шаг дальше с ее «East River Chair»(2013/14), задуманный для штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Его красочная обивочная ткань, нижняя часть спинки и встроенные подлокотники передают ощущение открытости и множественности. Задние ножки оснащены колесами, как бы говоря: изменение важнее, чем придерживаться традиционных ценностей. Кресло Jongerius привлекло внимание, когда его использовали Ангела Меркель, Кристин Лагард и Иванка Трамп во время группового обсуждения на саммите Women20 в Берлине.

Помимо политической сферы, выражение власти и статуса в мебели для сидения также подвергалось непрерывной эволюции социальных ценностей. Например, в девятнадцатом веке в моду вошли кресла-качалки и другая мебель для отдыха, потому что они доказали способность владельца позволить себе удовольствие от бездействия. Представителем этой группы является «Adjustable Chair» (1870/71) американского дизайнера Джорджа Уилсона, чьи многочисленные механические особенности демонстрируют увлечение появлением современного индустриального общества.

В двадцатом веке многие классики дизайна предложили экспансивный комфорт как выражение влияния и авторитета, например, кресло Barcelona Chair Людвига Миса ван дер Роэ для элегантного немецкого павильона на Международной выставке 1929 года в Барселоне, кресло Чарльза и Рэя Эймса «Lounge Chair» ( 1943-56) или стул Арне Якобсена «Egg Chair» (1957/58), которое первоначально предназначалось для просторного лобби роскошного отеля в Копенгагене, чтобы создать защищенные зоны для спокойных разговоров. Иконописные проекты также использовались в фильмах и телевизионных сериях, чтобы создать сцену для своих главных героев: в фильме о Джеймс Бонде герои сидели на стуле Elda Chair (1963), созданным итальянским дизайнером Джо Коломбо в «Шпионе, который меня любил», в то время как Спок, (знаменитый Star Trek) сидел на скульптурном «Ribbon Chair» французского дизайнера Пьера Паулина «(1965).

Противоположный подход к соединению власти и сидения проявляется в усилиях таких дизайнеров, как Энцо Мари, который создал совершенно простенький стул DIY в рамках своей серии Autoprogettazione (1974). С 2016 года группа CUCULA предоставила беженцам возможности для работы и социальных возможностей, позволив им последовательно создавать эти стулья в своей берлинской мастерской: в этом случае дизайн не функционирует как выражение власти в виде престижа или роскоши, а как средство самообороны.

«Сидения власти» на выставке дополняются яркими фотографиями различных интерьеров, в которых они используются. Эти изображения включают комнату в стиле ампир в королевском дворце в Брюсселе, а также знаменитый стеклянный дом Филиппа Джонсона (1949 г.) в Нью-Ханаане, штат Коннектикут (США), который установил Международный стиль как предпочтительный вид для банковских лобби и юридических фирм в течение следующих десятилетий. Другие фотографии изображают сегодняшние центры власти, начиная от Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке или конференц-залов в Федеральной канцелярии Германии до конгресс-зала в штаб-квартире ФИФА в Женеве. Каждый из этих интерьеров - будь то красочный и многокультурный, достойный и преуменьшенный, или командный и запугивающий - иллюстрирует, как с течением времени меняются коды власти, и решающую роль дизайна в их передаче.