7 ПРИЕМОВ АРХИТЕКТУРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ


Архитектурное освещение – уже не просто красивая подсветка, это художественное оформление здания светом. Оно способно преобразить формы фасадов, подчеркнуть силуэт здания, создать оригинальные дизайнерские задумки или изменить привычный дневной вид в ночное время суток. 


На сегодняшний день искусственное архитектурное освещение является неотъемлемой частью информативно-имиджевой системы общественных объектов. Свет - мощное выразительное средство рекламы и дизайна. Подсветка торговых центров или развлекательных заведений имеет непосредственную коммерческую направленность. Освещение любых типов зданий должно быть эстетически и функционально осмысленным и основанным на использовании современных технических средств. 

Первый вопрос, который возникает в начале проектирования освещение – выбор правильного источника света. Разные лампы создают различную яркость, интенсивность света, световые потоки и цветопередачу. Так же, они обладают разной экономичностью. Тут же возникает еще одна проблема композиционного и научного характера - правильное сочетание света белого и цветного - пропорционирование света. 

Вечерний световой образ объекта может быть разработан по двум направлениям: 

1. Дневной образ. Вечером здание не будет визуально сильно отличаться от его вида в светлое время суток. 
2. Специфический ночной образ. Он кардинально отличается от дневного вида здания. Декоративно-театрализованный "контробраз", не имеющий прямых зрительных аналогов с «дневной версией». Здание будет обладать собственными выразительными качествами.


Приемы светового оформления

Существует несколько приемов светового оформления здания, которыми могут умело пользоваться светотехники и светодизайнеры. Каждый из этих приемов характеризуется наилучшим выбором подходящего типа осветительных приборов, их расстановкой и направлением светового потока. Рассмотрим их ниже:

1. Общее (заливающее) освещение

Этот вариант считается самым традиционным. Используется, когда хотят сохранить визуальное восприятие здание в ночное время, подобно дневному. В этом случае осветительные приборы размещают на земле, на опорах или же на соседних зданиях. Выбирают прожекторы большой мощности с широким углом рассеивания света, их устанавливают на небольшом расстоянии от здания. Иногда их дополняют маломощными прожекторами, чтобы избежать темных пятен. 

Этот прием освещения подходит для любых объектов и зданий: от памятников архитектуры, культовых сооружений, исторических зданий до административно-общественных.

2. Локальное освещение (зональное, местное)

Второй по популярности способ подсветки. Освещается не все здание целиком, а его отдельные элементы (вход, окна, колонны, арки, своды, декоративные элементы, карнизы, балконы). Здесь уже появляется возможность визуального изменения образа здания, можно что-то скрыть или что-то подчеркнуть. Прожекторы закрепляют непосредственно на фасаде. Световой поток направлен строго вверх или вниз. Прожекторы средней или малой мощности со средним углом рассеивания, также могут быть применены линейные светильники.

Так подсвечивают современные и исторические здания.

3. Светящиеся фасады

Такой вид подсветки используется на современных зданиях, построенных с большими стеклянными или пластиковыми фасадами. Торговые комплексы, бизнес-центры или административные здания. Вечерний облик становится полной противоположностью дневного: то, что было темным становится светлым и наоборот: вечером светятся окна, а стены уходят в тень. 

Светильники размещают либо параллельно окну, либо изнутри помещения, чтобы осветить интерьеры. Здесь уже применяются линейные или потолочные светодиодные светильники, прожекторы, дюралайт или гибкий неон. Есть возможность «поиграть» с цветовым оформлением. 

4. Контурное освещение

Это освещение, которое создает стетографический рисунок из линий, узоров и точек. Прорисовывается в основном только контур объекта. Используются гибкий неон или линейные светильники, крайне редко прожекторы или лазеры.

Этот прием отличается высокой контрастностью.

5. Световая живопись

Это уже не само освещение, как таковое, а больше уже рекламное или информационное освещение. Оно представляет собой неподвижные или динамические световые живописные проекции. Используется для концертных залов, развлекательных заведений, торговых центров и спортивных сооружений.

6. Фоновое (силуэтное) освещение

Оно создано, чтобы создать или подчеркнуть силуэт здания или объекта освещения. В основе этого метода контровое освещение: прожекторы размещаются за зданием, создавая его темный силуэт. Такой тип подходит для освещения отдельных элементов. 

7. Динамическое архитектурное освещение

Очень интересный и творческий прием. Используется реже, чем все вышеперечисленные, но он позволяет включить фантазию и воплотить свою творческую задумку. Постепенно этот тип все более основательно входит в традиционное архитектурное освещение. 

Данный метод заключается в смене цвета и света с течением определенного времени. Это «оживляет» образ здания, привлекает большое внимание и подчеркивает его выразительность.

Здесь же могут быть использованы и другие приемы освещения. 


Хотелось бы упомянуть еще о двух технических приемах освещения: иллюминационном и ландшафтном. Они не относятся к освещению фасадов, но дополняют общее световое оформление:
Иллюминационное освещение – это декоративное освещение, праздничное оформление улиц и пешеходных зон.
Ландшафтное освещение – это освещение в парках, подсветка деревьев и любых зеленых насаждений, газонов, клумб и других элементов. 


Какой тип освещения выбрать, зависит от изначальной задачи и подхода: нужно ли сохранить дневной образ или же создать что-то новое, другое. Также стоит опираться на расположение, функциональные особенности, историческое значение здания… подробнее о выборе архитектурного освещения мы расскажем в следующих статьях.